История развития башенных кранов
10.05.2013
Башенный кран - одно из важных достижений человечества, без которого трудно представить современную стройку, имеет богатую историю. Еще в глубокой древности возникла необходимость в поднятии тяжелых грузов. Многие древнейшие сооружения, например, пирамиды в Египте, свидетельствуют о том, что и в то время люди не могли обходиться без грузоподъемных устройств.
Предположительно самый первый грузоподъёмник состоял из рычагов, катков и наклонных плоскостей, применялся этот агрегат без использования промежуточных деталей типа цепей и канатов. Немногим позже начали использовать подъёмные устройства с применением промежуточных элементов - верёвок и гибких веток.
Древнегреческое грузоподъёмное устройство называлось "журавль", в переводе на немецкий - "краних", что подтолкнуло русских дать грузоподъёмным устройствам название - "кран". С помощью этого подъёмника строили крепостные стены, широко использовали для театральной бутафории.
Древние греки, в связи с необходимостью в строительстве конных ворот, использовали сложные подъёмные установки и полиспасты.
В XI- XII вв. дальнейшее совершенствование техники переместилось на территорию Западной Европы, где происходило интенсивное развитие мореплавания, торговли и горно-металлургической промышленности, что способствовало строительству новых грузоподъёмных механизмов.
В XIV- XV вв. стала активно развиваться механика, что подстегнуло к совершенствованию конструкций грузоподъёмников. С появлением лебёдок и полиспастов появилась возможность поднимать грузы большего веса, с большей скоростью затрачивая на работу меньше усилий. Благодаря соединению ворота с полиспастом или блоком появилось множество разнообразных конструкций похожих на поворотные и переносные краны.
В Средневековье подъемные краны использовались в портах, чтобы загрузить и разгрузить суда и помочь с их постройкой – некоторые были встроены в каменные башни для дополнительной мощности и стабильности.
Наиболее распространенным типом крана в XV–XVI вв. был мобильный мачтовый кран с небольшой стрелой. Первое изображение подобного крана выполнил Леонардо да Винчи.
Для перемещения каменных блоков при строительстве фундаментов использовался большой кран с поворотной стрелой. Он устанавливался на подвижной конструкции, и не без сходства с деррик-краном имел две поворотные стрелы. Они не могли отклоняться, однако имели разную длину и устанавливались либо выше, либо ниже. Еще один интересный кран имел две стрелы прямо друг напротив друга. Этот кран использовался для погрузки каменных блоков. На самом деле, Леонардо описал первый настоящий поворотный кран, который позволял существенно ускорить темп работы.
Первый прообраз башенных кранов современного типа появился ещё в 1913 году: кран, созданный Юлиусом Вольфом, обладал поворотной платформой, расположенной в верхней части башни. Через 15 лет, в 1928-м, спроектирован и создан первый башенный кран с балочной стрелой, а в 1952 году — с подъёмнойолетие.
В конце 19 в. Башенные краны изготавлиали Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы. После 1917 краностроение превратилось в крупную отрасль тяжёлого машиностроения со специализированными заводами. По состоянию на первое января 1985 года в мире в эксплуатации находилось 50 000 башенных кранов. Ежегодно заводы выпускали около 4000 кранов, причем потребности строительного комплекса превышали эту цифру на 1000.
Каждая страна по-своему решала проблемы подъемно-транспортного оборудования. Так, США вообще не выпускали башенные краны; там развивалось производство стреловых. Небоскребы строят самоподъемными кранами с телескопической короткой башней, закрепляемой в лифтовых шахтах или на металлоконструкции здания, а для «одноэтажной Америки» достаточно небольших грузоподъемных механизмов. Зато в России, СССР краностроение и в целом машиностроение для строительства получило приоритетное развитие. Рост парка строительных кранов и увеличение их грузоподъемности дали возможность повсеместно строить из сборного железобетона.
Средневековый подъемный кран представлял собой деревянную конструкцию, с опорой, в центре которой находился столб. К этому столбу крепилась стрела и огромное колесо, которое, вращаясь, наматывало на свою ось канат. При начальной стадии постройки такие краны размещали на земле в центре строящегося здания.
Долгое время подъемные краны строились из дерева и работали на мышечной силе, но промышленная революция, давшая чугун и сталь, вытеснила дерево, а мышечная сила была заменена паровым двигателем. Первые паровые краны были изобретены в 18-ом или 19-ое ст.
Вернуться в раздел