Все о бульдозерах: классификация
11.05.2013
Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов.
Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган — отвал. Бульдозер — это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т. п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.
При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.
Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя).
По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.
Бульдозеры общего назначенияиспользуют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ± 40 °С и холодного климата с температурой воздуха до - 60°С.
Специальные бульдозерыпредназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи — для работы со скреперами, трюмные бульдозеры — для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры — для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры — для работы в воде.
По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.
Гусеничный бульдозерраспространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.
Колесный бульдозерприменяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.
По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане и универсальные.
В бульдозерах первого типа отвал установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.
В бульдозерах второго типа отвал можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.
Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под углом в разные стороны.
По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы, по назначению — землеройный, скальный, снежный, угольный отвалы, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.
У прямого отвала — одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. У сферического отвала боковые секции выдвинуты вперед на 1/3ширины отвала.
Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.
По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением. По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5...37 кВт), легкие (классов 1,4...4, мощностью 37...96 кВт), средние (классов 6... 15, мощностью 103... 154 кВт), тяжелые (классов 25...35,мощностью 220 ...405 кВт), сверхтяжелые (классов 50... 100, мощностью 510...880 кВт).
Вернуться в раздел