Синтетическое и минеральное дизельное масло: какое выбрать?
12.05.2013
В соответствии с M.Espig, J-W.Biermann: Potenziale zur Reduktion von CO2-Emissions in der Kompaktklasse,16. Aachener Kolloquium Fachrzeung-und Motorentechnik 2007 «Синтетика» побеждает, но «минеральное» успешно сопротивляется.
Современное моторное масло представляет собой интегральное многофункциональное вещество, без которого невозможна эксплуатация двигателя. Это продукт сложного состава, от которого требуется выполнение целого ряда задач, порой очень сложно согласующихся между собой. Снижение трения между металлическими поверхностями сопрягаемых деталей, а также защита этих поверхностей от абразивного износа и коррозии – задание для моторного масла, в принципе, не слишком сложное, если бы не то обстоятельство, что рабочий процесс происходит в широком диапазоне изменяющихся эксплуатационных температур, а масло должно демонстрировать характеристики как можно более стабильные.
В настоящее время составы масел, особенно синтетических, позволяют сохранять оптимальные смазывающие свойства при холодном запуске даже при значительных минусовых температурах, так же как и во время холостого хода, и при максимальных нагрузках в условиях тропической жары.
Практически в двигателях всех моделей грузовиков, сходящих с конвейеров известных европейских и американских автостроителей в последние годы, производитель рекомендует использовать синтетические масла. Окисляются они значительно медленнее минеральных, пробег более 100 тыс. км без замены масла – для «синтетики» не редкость. Поэтому производитель транспортного средства, рекомендуя применение «синтетики», подразумевает, что использование синтетического масла увеличивает ресурс привода в целом.
В распространившемся сегодня стремлении конструкторов новых двигателей сократить потребление топлива, а соответственно и уменьшить объем вредных выбросов наиболее реальный путь, что наглядно видно из прилагаемой диаграммы, заключается в разработке революционных составов масел. Только автоматизация процессов трогания и остановки по эффективности сокращения расходов горючего опережает результаты в области экономии топлива от внедрения масел, с оптимально подобранными составами, как из числа уже существующих, так и еще разрабатываемых. При использовании «синтетики» заметно экономится топливо, а значит, уменьшаются затраты на содержание машины. Отмечается также в ряде случаев увеличение мощности привода на 2–3% только за счет использования синтетического масла, а не минерального.
Конечно, минеральные масла значительно дешевле синтетических, и в этом их главный «плюс». Замена минерального масла требуется через каждые 30–40 тыс. км. Но, кроме небольшого эксплуатационного ресурса, минеральные масла медленнее «курсируют» по масломагистралям, т. е. имеют худшие охлаждающие свойства, чем «синтетика». В то же время вредных для экологического окружения веществ минеральные масла образуют больше.
Минеральные масла большей частью сегодня используются в изношенных двигателях, 5–10% выделяемого при работе двигателя тепла образуется за счет внутреннего трения, это тепло просто выбрасывается в атмосферу. Однако хорошо подобранное моторное масло уплотняет зазоры между гильзой цилиндра и движущимся в ней поршнем с поршневыми кольцами. Таким образом, масло, сохраняя давление в цилиндрах, тем самым повышает энергетическую эффективность процессов горения. Именно минеральное масло вполне эффективно функционирует при изношенных уплотнениях маслосистемы.
Несмотря на все положительные черты синтетических масел, не рекомендуется замена минерального масла синтетическим в автомашинах с большой «биографией». Оптимальным для таких машин может быть путь замены минерального масла полусинтетическим.
Как известно, масло сохраняет свои положительные свойства только на определенном отрезке времени. В процессе эксплуатации изменяется первоначальная вязкость, от которой зависят основные качества масла при работе в изменяющихся условиях. Причем вязкость масла может как снижаться, часто по причине разбавления масла топливом из-за дефектов в системах питания или зажигания, так и увеличиваться под влиянием накапливающихся в нем примесей. Но эти и подобные причины ухудшения смазывания можно отнести скорее к дефектам конструкции двигателя и качества выполнения металлических элементов, чем к отрицательным свойствам работающих в этих конструкциях масел. Поэтому протяженность периодов между заменами масла зависит в значительной степени от особенностей конструкции и качества изготовления двигателя транспортного средства.
Вернуться в раздел